(C) Оксана С. Попова, Сергей В. Попов. 20014 г.

12.03.2017г.В неделю 2-ю Великого Поста, памяти святителя Григория Паламы, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную Литургию свт. Василия Великого в Казанском Кафедральном соборе г. Находка.

 

В неделю 2-ю Великого Поста, памяти святителя Григория Паламы, епископа Фесалоникийского, епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Казанском Кафедральном соборе г. Находка.

Его преосвященству сослужили: Иерей Георгий Иоскаленко; иерей Андрей Калнин; иерей Андрей Попов.

По заамвонной молитве епископ Николай обратился к прихожанам храма с воскресной проповедью, в которой объяснил духовный смысл Евангелия прочитанного за богослужением и напомнил житие и подвиг святителя Григория Паламы.

 

***

Второе воскресенье Великого Поста традиционно посвящено памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. С его именем связаны не только богословские споры XIV века о нетварных Божественных энергиях, Фаворском свете и обожении, но и возрождение аскетической практики исихазма – монашеской традиции, ведущей свое начало от древних подвижников IV века и изложенной в творениях Святых Отцов, в особенности же, у преподобного Симеона Нового Богослова. Учение Григория Паламы о нетварном свете и обожении объединяет в себе Божественное Откровение, выраженное в Священном Писании и аскетический опыт, как христианских подвижников древности, так и самого святителя Григория.

Согласно его богословию, Бог является непостижимым по сущности, но объективная ценность откровения Божия в истории человека познается по Его энергиям. Бытие Бога состоит из Его сущности, остающейся непостижимой, и Его действий, или энергий, нетварных и вечных. Через различие сущности и энергий стало возможным достижение познания Бога, непознаваемого по сущности, но познаваемого по энергиям теми, кто достиг определенной степени духовного совершенства. Это учение ко времени святителя Григория не являлось чем-то принципиально новым. Понятие о различии между сущностью и энергиями выражено в творениях Каппадокийских отцов IV века, у святителя Иоанна Златоуста, в группе богословских сочинений, названных Ареопагитским корпусом, который относится к началу VI века и, в особенности, у преподобного Максима Исповедника, жившего в VII веке. Различие между сущностью и энергией в Боге дало Григорию Паламе основание для правильного описания обновления человека, которое произошло во Христе. В то время как Бог остается по сущности неприступным, Он дает человеку возможность вступить с Ним в действительное общение Своми энергиями. Человек, приобщаясь божественным энергиям или божественной благодати, получает по благодати то, что Бог имеет по сущности. По благодати и через общение с Богом человек становится бессмертным, нетварным, вечным, бесконечным, одним словом становится Богом.

Установив память Фессалоникийского святителя в дни Великого поста, святая Церковь тем самым напоминает своим чадам о смысле и конечной цели христианского подвига. Подлинное обожение, обретение единства с Богом – это объективная реальность, достичь которой можно лишь очистив свое сердце покаянием, постом и молитвой и открыв его для Божественного света.«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Мф. 5; 8).

 

Актуальная аналитика