(C) Оксана С. Попова, Сергей В. Попов. 20014 г.

26.10.2017г.В день памяти Иверской иконы Божией Матери епископ Находкинский и Преображенский Николай возглавил праздничную Божественную литургию в Иверском храме пгт. Смоляниново.

 

26 октября, в день памяти иконы Божией Матери именуемой «Иверская» (принесение в Москву в 1648 г.), епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в храме в честь Иверской иконы Божией Матери пгт. Смоляниново.

Его Преосвященству сослужили: иерей Алексий Пикулин, настоятель храма в честь Иверской иконы Божией Матери пгт. Смоляниново; протоиерей Владимир Серебренников, настоятель храм в честь святого равноапостольного князя Владимира п. Ливадия; протоиерей Николай Лузганов, настоятель храма Николая Чудотворца ЗАТО г. Большой Камень; иерей Алексий Усанов, клирик Свято-Андреевского храма г. Фокино.

По заамвонной молитве епископ Николай, в сослужении священства, возглавил молебен и праздничный крестный ход от храма до Центральной площади п. Смоляниново, после владыка Николай обратился к присутствующим с архиерейским словом, в котором епископ Николай  пожелал всем молитвенного заступничества и помощи Царицы Небесной.

 

Историческая справка. При царе Алексее Михайловиче (1645—1676 гг.), по установившемуся обычаю греческого духовенства, архимандрит Афонского монастыря Пахомий приезжал в Москву собирать приношения для Афонских обителей. Приездом его воспользовался знаменитый Никон, впоследствии патриарх, которому хотелось видеть в России точный список Афонской Иверской иконы. С разрешения царя, он договорился с Пахомием, что тот сделает точнейший во всем список чудотворной Афонской иконы и пришлет его в Москву. Вернувшись на Афон, Пахомий стал исполнять свое обещание. Написание иконы сопровождали постоянными церковными службами; иконописец держал строгий пост, принимая пищу только по субботам и воскресеньям. В 1648 году икона прибыла в Москву с тремя иноками Афонского Иверского монастыря. При них было письмо архимандрита Пахомия к царю с объяснением того, как писалась икона. Вот его содержание:

«Как есми приехал (Пахомий) в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 братов, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую (т. е. Иверскую), и в великую лохань ту святую воду собрали, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили божественную и святую литургию с великим дерзновением (верою), и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему написать икону. И та икона (новописанная) не разнится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — только слово в слово новая, аки старая».

Икона прибыла в Москву 13 октября 1648 года и встречена торжественно у Воскресенских ворот Китай-города царем со всем его семейством, патриархом и множеством народа. Неизвестно, где пребывала в Москве эта икона. Есть предположение, что царица Мария Ильинишна взяла у Никона эту икону и держала ее в своей домовой церкви. В 1654 году икону отправили к войскам, бывшим в походе против поляков.

 

Актуальная аналитика