5.12.2019г.Гостями торжественного заседания Рождественских образовательных чтений Приморской митрополии стали более 500 жителей Приморского края.

 

Владивосток. 5 декабря 2019 года в концертном зале Приморской краевой филармонии состоялось пленарное заседание Рождественских образовательных чтений Приморской митрополии «Великая Победа: наследие и наследники», которые являются региональным этапом XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений.

Участие в пленарном заседании Чтений приняли глава Приморской митрополии митрополит Владивостокский и Приморский Владимир, губернатор Приморского края Олег Кожемяко, председатель Законодательного Собрания Приморского края Александр Ролик, вице-губернатор Приморского края Наталья Бондаренко, глава Администрации города Владивостока Олег Гуменюк, епископ Находкинский и Преображенский Николай, епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий, епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии, а также педагоги, деятели культуры, сотрудники органов государственной власти, представители общественных организаций, духовенство и миряне Приморской митрополии.

С приветствием к участникам Рождественских образовательных чтений Приморской митрополии выступил губернатор Приморского края Олег Кожемяко.
«Международные Рождественские образовательные чтения посвящены Великой Победе, ее наследникам и наследию. Каждое последующее поколение должно знать о доблести наших предков, чтить их память, с уважением относиться к старшему поколению. Молодежь будет строить новое общество, опираясь на фундамент побед, заслуг и ценностей, которые заложили наши отцы и деды. Именно он составляет основу всего государства», — отметил глава региона.

С приветственным словом выступил председатель Законодательного Собрания Приморского края Александр Ролик.

В ходе пленарного заседания свое видение темы Чтений — «Великая Победа: наследие и наследники» — представил митрополит Владивостокский и Приморский Владимир.

Глава Приморской митрополии особо отметил вклад дальневосточников в Победу в Великой Отечественной войне.
«Дальний Восток всегда имел особое стратегическое значение для России, а в годы Великой Отечественной войны стал к тому же важнейшей кузницей кадров, местом формирования резервов для действующей армии. Отсюда на фронт отправлялись десятки тысяч добровольцев, тысячи единиц техники и вооружений. Так, в знаменитой битве за Москву – вопреки расхожему представлению – участвовало немало боевых соединений, прибывших с Дальнего Востока и именно из Приморья. Обороняя столицу, наши земляки явили огромное мужество и силу духа, беспримерный героизм и жертвенную любовь к Родине. Дальневосточные дивизии самоотверженно сражались на всех фронтах, принимали участие в самых важных и сложных операциях Великой Отечественной войны.
Многое еще можно сказать о подвиге наших земляков в те страшные годы. Одно ясно совершенно точно: эта война затронула всех без исключения, вошла черной тенью в каждый дом – и жителя центральной России, и обитателя южных степей или Крайнего Севера, сибиряка или приморца».

Особое внимание в своем докладе митрополит Владимир уделил деятельности Церкви в годы войны.
«С первых же дней войны Русская Православная Церковь вместе со всем народом встала на защиту Отечества.
22 июня 1941 года Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) обратился к пастве со знаменитым воззванием, в котором осуждался фашизм и его стремление «поставить наш народ на колени пред неправдой». Иерарх призывал не падать духом и мужественно встать на защиту священных границ Отечества, напоминал о подвигах предков и великих деяниях благоверных князей Александра Невского, Димитрия Донского и других святых мужей, полагавших свои жизни ради блага Родины.
26 июня митрополит Сергий отслужил в Богоявленском Кафедральном соборе Москвы молебен «О даровании победы», и начиная с того дня уже во всех храмах страны начали совершаться подобные молебные пения.
В послании митрополита Сергия содержится очень важная мысль, которую я бы хотел процитировать, а затем немного о ней порассуждать: «Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».
И это воистину так. Удивительно, но факт: жестоко преследуемая со стороны властей, обескровленная расстрелами десятков тысяч священников, иерархов и простых мирян, томящаяся в лагерях и тюрьмах в лице своих верных чад и служителей, Русская Православная Церковь тем не менее нашла в себе силы не отвернуться от своих недавних гонителей, не замкнулась на своей беде, но явила настоящую христианскую любовь к врагам, каковыми, не скрываясь, и называло себя по отношению к Церкви советское государство.
Церковь существует отдельно от государства, но она совершенно неотделима от народа. Именно народ Божий и составляет Церковь Христову, и если народ переживает горе, то чашу страданий вместе с ним пьет и вся Церковь. Это непреложная истина».
Архипастырь также рассказал о подвигах священнослужителей на фронтах Великой Отечественной войны: многие будущие и действующие священнослужители сражались на передовой.

Одна из ключевых тем, поднятых митрополитом Владимиром в ходе доклада, — природа силы духа русского народа.
«Безусловно, победа нашего народа в Великой Отечественной войне – это не только и не столько победа советского оружия или заслуга талантливых военачальников, но прежде всего победа силы русского духа – духа, воспитанного многовековой православной культурой, вытравить которую из жизни народа так яростно старалась советская власть. Эта сила духа – в готовности отдавать всего себя целиком ради блага ближнего. Как отмечал известный российский философ XIX века Николай Данилевский, «самопожертвование есть высший нравственные закон». И можно сказать, что русский человек этот закон вполне постиг».

Митрополит Владимир также затронул тему христианского патриотизма и его проявления.
«Для христианина патриотизм – это прежде всего одно из проявлений деятельной любви к ближнему, которая включает в себя любовь к своей семье, к своему народу и согражданам. И хотя «к небу приписаны мы, там жительствуем» , как писал святитель Иоанн Златоуст, но, стремясь к Царству Божию, нашему истинному – Небесному – Отечеству, мы, православные христиане, призваны любить и почитать свою земную родину, которую дал нам Господь, заботиться о братьях и сестрах по крови, домашних своих (1 Тим. 5, 8).
Патриотизм русского человека должен проявляться в первую очередь в любви к родной культуре. Невозможно любить Россию и при этом не знать ее историю, не ценить русскую литературу, не быть знакомым с трудами русских мыслителей, с произведениями отечественных композиторов и художников. Невозможно любить Россию и при этом небрежно относиться к главному сокровищу нашего народа – русскому языку. Наконец, невозможно любить Россию и не осознавать ключевую роль православной веры в создании и развитии русской культуры, в формировании национального самосознания».

В завершение выступления глава Приморской митрополии сказал:
«Главное наследие Победы – это обновленный взгляд на самих себя. Взгляд без высокомерия и кичливого национализма.
По-настоящему достойными наследниками этой Победы мы станем, если будем полагать в основу нашего бытия твердое стояние в правде, великодушие и любовь к ближним, солидарность и бережное отношение к национальной исторической памяти. И тогда нам, имеющий такую внутреннюю силу, будут не страшны никакие внешние опасности и треволнения: пусть клевещут на истину; пусть ненавидят любовь; пусть убивают жизнь – истина оправдается; любовь победит; жизнь воскреснет!»

В ходе пленарного заседания с докладом также выступила вице-губернатор Приморского края Наталья Бондаренко.

После окончания пленарного заседания состоялся праздничный концерт, открыло который выступление хора духовенства Владивостокской епархии (регент — диакон Андриан Чунчук).