29.09.2014г.Фестиваль «Вера и Слово» как главный координатор работы православных СМИ.
25 сентября сего года в подмосковном поселке Поведники завершился VI Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово».
Фестиваль «Вера и Слово», который проходит уже десятый год в городе Москве, выявляет все стороны православной журналистики, работы информационных отделов епархий и митрополий Русской Православной Церкви, охватывая все регионы России: от Дальнего Востока до запада нашей страны, а также канонические территории Московского Патриархата стран ближнего Зарубежья: Казахстана, Узбекистана, Украины, Латвии, Беларуси. Впервые была представлена на фестивале Находкинская епархия, образованная в ноябре 2011 года.
Чтобы не повторять весь ход программы фестиваля, следует отметить особо важные моменты, такие, как встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками, где Предстоятель сравнил церковную журналистику и публицистику с проповедничеством:
«Без внутреннего духовного опыта нет по-настоящему церковного журналиста. Церковный журналист это тот, кто проповедует Христа, даже не занимаясь церковной проповедью. А значит, все то, что он пишет и говорит, должно быть важной частью его собственной жизни», — заявил Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Церковный публицист — это тот же проповедник, который работает на более широком фронте. Поэтому так важно, чтобы у нас формировался, как я уже сказал, корпус таких людей, которые способны были бы помогать нашим современникам видеть подлинную красоту Евангелия», — добавил Святейший Владыка.
Он также назвал условия, при которых церковная журналистика и публицистика могут достичь своей цели свидетельства о Христе. «Ваши слова никогда не будут доходить до сердец людей — это относится и к священникам, которые говорят проповеди — если вы сами не переживете на своем опыте то, о чем вы говорите. Если человек внутренне не пережил, через свое сознание не провел, не выстрадал, как иногда говорят, тему, то его репортажи не будут достигать умов и сердец других людей, так же, как не будет достигать сердец и умов проповедь священника, который сердцем не пережил то, о чем он говорит», — подчеркнул Патриарх Кирилл. Также Святейший Владыка обозначил свое видение миссионерской деятельности Церкви.
По мысли Святейшего Владыки, христианская миссия должна быть исполнена любовью, основываться на личном духовном опыте и исключать стремление «во что бы то ни стало взять верх над человеком, которому мы несем свою проповедь».
Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что в российском обществе, в том числе на Северном Кавказе, где рядом проживают православные и мусульмане, очень важно, чтобы христианская проповедь звучала по-доброму и подтверждалась добрыми поступками.
«Если мы хотим, чтобы к Церкви была симпатия, то она не может возникнуть абстрактно, она возникает из симпатии к людям, — продолжил Святейший Владыка. — Если мусульманин говорит: "У меня соседка православная такая добрая женщина: у меня беда произошла - она последнее отдает", то неизвестно, станет ли он христианином, ведь она делала это не для того, чтобы его обратить в христианство, а просто проявляла свои христианские чувства по отношению к этому человеку. Но создается благоприятная среда для общения».
По словам Его Святейшества, необходимо помнить, что «ответственность за Церковь несут не проповедники, а Святой Дух, Который и управляет путями Церкви». Поэтому нужно «передать в руки Божии последствия нашей христианской жизни в общении с нашими нехристианскими братьями».
«Может быть, в результате этого общения, если оно складывалось на основе любви, и вырастет тот замечательный плод, который можно будет признать результатом нашей миссии», — заявил Предстоятель.
«Я против крестовых походов, против навязывания своих убеждений другим силой или соблазном, против того, чтобы, обращаясь к другим, мы смотрели на других сверху вниз. Но я за то, чтобы каждый, кто общается — будь то с мусульманином, с неверующим человеком или со своим братом, православным христианином — вел себя по-христиански. И тогда успех нашей миссии будет обеспечен», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.
Одним из особо важных моментов на фестивале была презентация нового православного проекта — радио «Вера». Его руководитель Роман Торгашин рассказал участникам фестиваля о концепции вещания и ближайших планах проекта.
Радио «Вера» — это радиостанция, призванная рассказать современному городскому жителю о вечных истинах Православия. В ее эфире программы о Церкви, Евангелии и житиях святых сочетаются с лучшей отечественной и зарубежной музыкой. Гостями эфира радио становятся как священники, так и авторитетные светские эксперты и деятели культуры .
Радио вещает в Москве на частоте 100,9 FM, а также в Рязани на частоте 102,5 FM. В ближайший год планируется запустить вещание в Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске и ряде других городов.
Также участники фестиваля «Вера и слово» обменялись мнениями на тему взаимодействия Церкви и СМИ. В дискуссии приняли участие председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детствапротоиерей Димитрий Смирнов, декан факультета Международной журналистики МГИМО (У) МИД России Ярослав Скворцов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов, главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин, первый заместитель генерального директора по новым медиа ЗАО «Аргументы и факты» Наталья Лосева, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов и главный редактор телеканала «Царьград» Илья Кузьменков. В качестве модератора выступил председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.
Декан факультета Международной журналистики МГИМО (У) МИД России Ярослав Скворцов, открывший круглый стол своим выступлением, задал тон всей дискуссии. «Часто так бывает, что СМИ, и особенно церковные, ориентируются на тех, кто уже разделяет те или иные убеждения. А тех, кто «не с нами», — есть такое мнение, — вообще не стоит убеждать и воспитывать. Всегда проще общаться с единомышленниками, но, тем не менее, необходимо строить мосты, находить те перешейки, те ниточки, которые могут зацепить пока еще «не нашего» читателя. В социологии есть понятия «мы — группа» и «они — группа». Так вот, тех, кто пока еще относится к «они — группе», необходимо делать частью «мы — группа». Это сложно, но это благородная миссия», — сказал он.
Протоиерей Димитрий Смирнов отметил важность того, чтобы журналисты, работающие в церковных СМИ, всегда имели в виду людей светских в качестве своей аудитории, что, по его мнению, должно способствовать катехизации. «Я ожидаю от наших СМИ, что каждый воцерковленный журналист будет катехизатором своих собратьев по цеху из соседней комнаты, куда, надеюсь, дверь будет расширена и станет двустворчатой», — заявил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи.
Генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов сказал в своем выступлении, что есть лишь один способ работы в современных непростых условиях: когда отовсюду на Церковь и общество обрушивается вал клеветы и заряженной пропагандой информации, говорить правду, причем говорить ее с мудростью. «Необходимо говорить только правду. Надо слушать разные мнения и синтезировать их. Иначе не будет журналистики ни светской, ни церковной».
Главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин посетовал, что иногда очень не хватает ответов Церкви на самые простые светские вопросы. «Хотелось бы максимально вселенского и минимально провинциального слова Церкви в разных вопросах», — подчеркнул он. «На важнейшие вопросы, которые мучают светское общество, мы не получаем ответа на том языке, который может понять это светское общество».
Первый заместитель генерального директора по новым медиа ЗАО «Аргументы и факты» Наталья Лосева заявила, что, по ее мнению, основной причиной непонимания является отсутствие правильного языка: «За двадцать с лишним лет присутствия Церкви в светском пространстве правильный язык, который был бы адекватен, понятен и резонировал бы в современном обществе, до сих пор не найден. Существуют две крайности: мы видим либо «розовые рюши», умиленные тексты с большим вкраплением малопонятных для светского общества церковнославянских терминов, либо чересчур глубокую отстраненность — я пишу про православных, но демонстративно от них дистанцируюсь, чтобы меня, не дай Бог, с ними не спутали. Понятный, не подражательно церковный, но и не нарочито светский язык отсутствует».
Наталья Лосева также подчеркнула, что, по ее словам, «идти за аудиторией надо туда, где есть аудитория, а не ждать пока она благочестиво, смиренно придет сама».
Генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов основную проблему увидел в том, что в настоящее время против Церкви, государства, российского общества, его ценностей ведется информационная война, причем инициатива находится в руках противника.
«Довольно большое число отечественных СМИ просто захвачено нашими прямыми противниками», — заявил Игорь Ашманов. «Идет чрезвычайно плотный поток фальшивок, причем никого не заботит то, что эти фальшивки могут быть разоблачены уже в течение двух часов после их публикации. Потому что разоблачение уже мало кто увидит. Если фальшивка достаточно острая, то ее увидят миллионы, а разоблачение услышат лишь тысячи».
Глава компании «Ашманов и партнеры» также согласился с прозвучавшим ранее мнением о том, что Церковь разговаривает на языке, непонятном потенциальной пастве. «Церковь говорит на герметическом языке, который не выходит за ее пределы. В своем пути к пастве, которая полностью секулярна, она не доходит нескольких шагов. К сожалению, хотя христианство имеет в нашей стране широкое поле для распространения, выросли целые поколения людей, которые никогда не задумывались о том, зачем нужны церкви. Им это не интересно, и они стараются об этом даже не думать».
«Нужны евангелисты, которые несут церковное слово и разговаривают на понятном пастве языке, которые могут говорить как бы за себя, а не за Церковь», — заключил Игорь Ашманов.
Глава телеканала «Царьград» Илья Кузьменков высказал свои мысли относительно того, что является самой основой журналистики. «Журналист в своей первооснове стремится к правде. Он хочет ее найти, чтобы этой правдой поделиться со своими читателями. Но правда может принимать разные образы. Первый — правда факта, второй — правдивая картина мира».
По словам Ильи Кузьменкова, один и тот же правдивый факт, например, о неблаговидном поступке священнослужителя, может восприниматься очень несходным образом в зависимости от того, в каком издании он представлен. Если он опубликован в церковной газете, освещающей жизнь Церкви всесторонним образом, то, скорее всего, не нарушит правдивости картины мира, а если напечатан в сугубо светском издании, чрезвычайно редко уделяющем внимание церковной жизни, то способен сформировать у читателя искаженное представление о Церкви.
В ходе круглого стола по завершении импульсных докладов, со стороны аудитории прозвучали многочисленные реплики, были заданы вопросы. Особенно сильной критике подверглось высказанное отдельными участниками дискуссии мнение, что Церковь не обладает возможностью говорить с невоцерковленными людьми понятным им языком. В качестве противоположного примера собравшимися неоднократно приводился журнал «Фома», а также некоторые епархиальные СМИ.
В заключение дискуссии председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда резюмировал итоги встречи, снял некоторые из взаимных претензий, а также высказал свое мнение относительно темы взаимодействия Церкви и СМИ. «Что делает Церковь? — она воспитывает людей. О чем журналистика? — о человеке. Как писать про Церковь? — да пишите про человека. Церковь работает с людьми, а люди меняют мир», — заключил Владимир Легойда.
Стоит отметить и то, что 23 сентября 2014 года, в рамках VI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово», состоялась дискуссия на тему «Семейные ценности в медиа».
В дискуссии приняли участие председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детствапротоиерей Димитрий Смирнов, руководитель Православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов, председатель региональной общественной организации «Московский городской родительский комитет» Руслан Ткаченко и начальник управления общественных связей Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного Александр Гатилин. В качестве модератора выступил руководитель международного сектора Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Алексей Комов.
В открывшем круглый стол выступлении протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что тема настоящей дискуссии — «Семейные ценности в медиа» — является сегодня крайне важной, поскольку «главным народным воспитателем ныне являются как раз массмедиа, а отнюдь не семья, и даже не школа». Отец Димитрий подчернул, что, к сожалению, христианское учение о семье утрачено, и это является крайне тревожным знаком, поскольку «сама основа жизни — это жизнь семейная». По мнению священнослужителя, крепкая семья является залогом устойчивости и прочности государства. «Народ способен жить только тогда, когда он имеет совершенно твердое, неколебимое понятие о том, что есть семья. Церковь тоже состоит из семей. Нет семьи — нет Церкви, нет Церкви — нет народа, нет народов — нет человечества», — заявил выступавший.
Протоиерей Димитрий Смирнов обратил внимание собравшихся на важность того, как именно в настоящее время говорят о семье. Он подчеркнул, что «самая большая трагедия в том, что ни родители, ни педагоги не знают, что такое семья. Говорят: "институт семьи". Но семья это не просто институт, это создание Божие. Это важно, потому что правильное отношение, правильное восприятие семьи разумом может сильно повлиять на ситуацию. Если человек не понимает, что такое семья, он становится враждебен замыслу Бога. Он становится в каком-то смысле богоборцем».
Протоиерей Максим Обухов также подчеркнул, что в работе со СМИ важен правильный выбор терминов. «В наш лексикон сознательно внедряются термины, которые приобретают широкую распространенность, и мы затем начинаем их повторять, не осознавая, что это "обманки" — "институт семьи", "кризис перенаселенности". Так, аборт, например, именуется "чисткой", "планированием семьи", "регуляцией рождаемости", хотя, по сути, это не что иное, как убийство еще не рожденного ребенка», — сказал отец Максим.
Он также отметил, что ситуации серьезно вредит то, что по теме семейных ценностей в медиаполе присутствует очень много негативной информации. «Ведется пропаганда через попытки внедрения полового воспитания с соответствующими антихристианскими подходами — пропаганда гомосексуализма, абортов, вседозволенности», — добавил руководитель медико-просветительского центра.
Руслан Ткаченко в своем выступлении, посвященном образу отца в медиа, призвал православные СМИ создать образ отца, который бы стал эталоном как для простых людей, так и для журналистов. Он отметил, в России после революции 1917 года образ сильного отца, несшего всю ответственность за свою супругу, за воспитание детей, намеренно вытравливался из сознания общества, и это подорвало институт семьи. «Мы обязаны воссоздать этот образ отца. Видя рядом с собой сильного отца, подрастающий ребенок принимает его право наказывать, и это помогает ему впоследствии признать такое право и за государством, уберегая от нарушения закона. В западных обществах за обычное наказание или даже психологическое давление на своих детей родитель может быть подвергнут санкциям со стороны государства. Это нередко приводит к тому, что подростки совершают преступления и даже не могут осознать, почему государство за них карает, если отец никогда ни за что не наказывал», — добавил Р. Ткаченко.
Александр Гатилин посвятил свое выступление практическим аспектам обсуждаемой темы. В частности, он рассказал о проведенных форумах Всероссийской программы «Святость материнства», Всероссийском конкурсе для журналистов «Семья и будущее России», а также представленной в московских парках фотовыставке «Мы — семья», в рамках которой были показаны 30 портретов многодетных семей из 12 городов России, выполненные тремя известными фотографами.
А. Гатилин рассказал о проведенном Фондом Андрея Первозванного всероссийском социологическом исследовании, посвященном семейным ценностям и их представленности в современных СМИ. В ходе исследования были опрошены как обычные граждане страны, так и представители ведущих федеральных СМИ. Результаты упомянутого опроса показали, что 58% россиян считают, что семейные ценности недостаточно представлены в отечественных СМИ. При этом среди журналистов такого же мнения придерживается еще более высокий процент респондентов, а именно 79% опрошенных.
В заключение дискуссии руководитель международного сектора Патриаршей комиссии по вопросам семьи Алексей Комов резюмировал итоги встречи и обратил внимание собравшихся на зарубежный опыт работы в сфере защиты семейных ценностей. Он рассказал о проекте американского киноэксперта Теда Байера, который на протяжении 20 лет подвергает всестороннему анализу голливудские фильмы, оценивая их на предмет соответствия семейной и христианской морали и нравственности.
В рамках круглого стола ведущие встречи дали развернутые ответы на ряд вопросов участников дискуссии.
Анализируя работу фестиваля «Вера и Слово» (где кроме заседаний и «круглых столов», было и свободное общение между участниками) можно смело сказать, что православная журналистика в России набирает обороты. Кроме прочего, растет число епархий, где имеются свои православные издания, интернет-ресурсы, телеканалы и православное радио, что имеет большую силу проповеди среди народа, способствует воцерковлению населения страны.
http://rpcne.ru/index.php/arhiv/592-29-09-2014g-festival-vera-i-slovo-kak-glavnyj-koordinator-raboty-pravoslavnykh-smi#sigProId82d827cce9
Пресс-служба Находкинской епархии.
По материалам «Патриархия.ru».