(C) Оксана С. Попова, Сергей В. Попов. 20014 г.

26.10.2015г.В день памяти Иверской иконы Божией Матери епископ Находкинский и Преображенский Николай возглавил праздничную Божественную литургию в Иверском храме пгт. Смоляниново.

 

26 октября, в день памяти иконы Божией Матери именуемой «Иверская» (принесение в Москву в 1648 г.), епископ Находкинский и Преображенский Николай совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в храме в честь Иверской иконы Божией Матери пгт. Смоляниново.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Александр Коваленко, секретарь Находкинской епархии, настоятель храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца п. Дунай; иерей Алексий Пикулин, настоятель храма в честь Иверской иконы Божией Матери пгт. Смоляниново; протоиерей Николай Лузганов, настоятель храма Николая Чудотворца ЗАТО г. Большой Камень; иерей Роман Капитанюк, благочинный Западного благочиния Находкинской епархии,  настоятель храма в честь апостола Андрея Первозванного ЗАТО г. Фокино; протоирей Андрей Метелев, клирик храма свв. Кирилла и Мефодия г. Владивосток; иерей Андрей Калнин, клирик Казанского Кафедрального собора г. Находки; иерей Алексий Усанов, клирик Свято-Андреевского храма г. Фокино.

За богослужением молился заместитель председателя Думы городского округа ЗАТО город Фокино Баранов Александр Сергеевич.

Проповедь на запричастном стихе произнес иерей Алексий Пикулин.

По заамвонной молитве епископ Николай, в сослужении священства, возглавил молебен и праздничный крестный ход от храма до Центральной площади п. Смоляниново, после владыка Николай обратился к присутствующим с архиерейским словом, в котором поздравил всех с юбилейным престольным праздником Иверского храма (в этом году отмечается 10–летие образования приходской общины в пгт. Смоляниново), так же епископ Николай  пожелал всем молитвенного заступничества и помощи Царицы Небесной.

Историческая справка. При царе Алексее Михайловиче (1645—1676 гг.), по установившемуся обычаю греческого духовенства, архимандрит Афонского монастыря Пахомий приезжал в Москву собирать приношения для Афонских обителей. Приездом его воспользовался знаменитый Никон, впоследствии патриарх, которому хотелось видеть в России точный список Афонской Иверской иконы. С разрешения царя, он договорился с Пахомием, что тот сделает точнейший во всем список чудотворной Афонской иконы и пришлет его в Москву. Вернувшись на Афон, Пахомий стал исполнять свое обещание. Написание иконы сопровождали постоянными церковными службами; иконописец держал строгий пост, принимая пищу только по субботам и воскресеньям. В 1648 году икона прибыла в Москву с тремя иноками Афонского Иверского монастыря. При них было письмо архимандрита Пахомия к царю с объяснением того, как писалась икона. Вот его содержание:

«Как есми приехал (Пахомий) в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 братов, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую (т. е. Иверскую), и в великую лохань ту святую воду собрали, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили божественную и святую литургию с великим дерзновением (верою), и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему написать икону. И та икона (новописанная) не разнится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — только слово в слово новая, аки старая».

Икона прибыла в Москву 13 октября 1648 года и встречена торжественно у Воскресенских ворот Китай-города царем со всем его семейством, патриархом и множеством народа. Неизвестно, где пребывала в Москве эта икона. Есть предположение, что царица Мария Ильинишна взяла у Никона эту икону и держала ее в своей домовой церкви. В 1654 году икону отправили к войскам, бывшим в походе против поляков.

Сохранилось такое описание:

«Тогож месяца мая в 15 день, — говорится, в Дворцовых разрядах, — государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси отпустил с Москвы в Вязьму чудотворную икону Пречистыя Богородицы Иверския, которая принесена в царствующий град Москву из Царяграда, от Парфения, патриарха Цареградского (т. е. из Греции, при тогдашнем патриархе Константинопольском Парфении (1647— 1650 гг.)), а за тем образом (т. е. для сопровождения его) отпустил государь в Вязьму Корнилия, митрополита Казанского и Свияжского (и с ним трех архимандритов, да трех игуменов). А из соборныя церкви (т. е. из Успенского собора, куда Иверская икона была принесена, вероятно, перед самым отправлением ее) образ Пречистыя Богородицы до монастыря Пречистыя Богородицы Донской провожал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси, да святейший Никон, патриарх Московский».

После похода икона водворена опять в царицыных покоях, и затем сведения о ней прекращаются.

Афонская икона, по мнению исследователей, не есть известная всей Москве чудотворная Иверская икона, развозимая по городу и на краткое время бывающая в своей часовне у Воскресенских ворот. Указывают на несоответствие размеров и формы доски этой иконы с иконой подлинной.

Некоторые предполагают, что Афонская икона стоит забытой в Московском Новодевичьем монастыре, на южной стене монастырского собора, и появление здесь иконы объясняют тем, что царица Мария Ильинишна (Милославская) благословила ею дочь свою, царевну Софию. София заключена братом Петром в Новодевичий монастырь, пострижена с именем Сусанны и скончалась в схиме с именем Софии 7 июля 1704 г. Ее гробница стоит, как и икона, у южной стены соборного храма монастыря.

 

Актуальная аналитика