- Автор: Super User
Христос Воскресе
Вот как звучит пасхальное приветствие на разных языках мира:
На русском: Христос воскресе! Воистину воскресе!
На украинском: Христос Воскрес! Воістину Воскрес!
На белорусском: Хрыстос Уваскрос! Сапраўды Ўваскрос!
На польском: Chrystus Zmartwychwstal! Prawdziwie Zmartwychwstal!
На болгарском: Христос Возкресе! Воистина Возкресе!
На македонском: Христос Воскресе!! Навистина Воскресе!
На сербском: Христос Вaскрсе! Ваистину Вaскрсе!
На словацком: Christos vstal zmrtvych! Skutocne vstal!
На чешском: Kristus Vstal A Mrtvych! Opravdi Vstoupil!
На албанском: Krishti u ngjall! Vertet u ngjall!
На венгерском: Krisztus feltamadt! Valoban feltamadt!
На литовском: Kristus prisikele! Tikrai prisikele!
На латвийском: Kristus (ir) augsamcelies! Patiesi vins ir augsamcelies!
На латыни: Christus resurrexit! Resurrexit vere!
На английском: Christ is Risen! Indeed He is Risen!
На шотландском: Tha Criosd air eiridh! Gu dearbh, tha e air eiridh!
На ирландском: Ta Criost eirithe! Go deimhin, ta se eirithe!
На немецком: Christus ist auferstanden! Er ist wahrhaftig auferstanden!
На норвежском: Kristus er oppstanden! Han er sannelig oppstanden!
На датском: Kristus er opstanden! Sandelig Han er Opstanden!
На исландском: Kristur er upprisinn! Hann er vissulega upprisinn!
На шведском: Kristus ar uppstanden! Ja, Han ar verkligen uppstanden!
На финском: Kristus nousi kuolleista! Totisesti nousi!
На французском: Le Christ est ressuscite! Il est vraiment ressuscite!
На португальском: Cristo ressuscitou! Em verdade ressuscitou!
На эсперанто: Kristo levigis! Vere Li levigis!
На итальянском: Cristo e risorto! E veramente risorto!
На румынском: Hristos a inviat! Adevarat a inviat!
На грузинском (транскрипция): Kriste agsdga! C'esmarit'ad agsdga!
На испанском: Cristo ha resucitado! En verdad ha resucitado!
На греческом: Khristos Anesti! Alithos Anesti!
На иврите (транскрипция): Hameshiach qam! Be'emet qam!
На турецком: Isa dirildi! Hakikaten dirildi!
На филиппинском: Si Cristo ay nabuhay! Siya nga ay nabuhay!
На гавайском: Ua ala hou ?o kristo! Ua ala ?i ?o no ?oia!
На японском (транскрипция): Harisutosu fukkatsu! Jitsu ni fukkatsu!
На корейском (транскрипция): Geuriseudokkeseo Buhwalhasheotne!
На китайском (транскрипция): Jidu fuhuo-le! Ta queshi fuhuo-le!
На алеутском: Kristus aq ungwektaq! Pichinuq ungwektaq!
- Автор: Super User
Правила поведения в храме
Правила поведения христиан в православном храме
Известный религиозный мыслитель середины ХХ века Н.Е.Пестов писал: «Путь к душе идет через тело. Отсюда происходят и те внешние религиозные обычаи и обряды, которыми богата практика Церкви. Внешнее пробуждает в нас внутреннее, оживляя веру, настраивает благоговейно, заставляет чувствовать святость и Божие присутствие». Православный храм – Дом Божий, место особого присутствия Божия и молитвы – «страшно место сие… и сия Врата Небесная» (Быт. 28. 17). Это обстоятельство и накладывает особый отпечаток на поведение священнослужителей и прихожан.
Для того, чтобы правильно вести себя в храме, достаточно знать самые основные правила, руководствуясь которыми, вы никогда не нарушите строй богослужения и не оскорбите чувств других верующих.
Очень желательно приходить в храм до начала службы и уходить не ранее отпуста, т.е. завершения богослужения. При входе и выходе из храма православный человек должен перекреститься. По русской традиции перед церковными дверями верующие останавливаются и трижды осеняют себя крестным знамением с поклонами. Принято, чтобы мужчины заходили в храм с непокрытой головой, женщины, напротив, должны иметь головной убор. Традиционно женщины приходят на храмовую молитву в подобающей одежде (ношение женщинами в храме брюк не принято). Не принято также входить в храм в вызывающе открытой одежде – шортах, мини-юбках, платьях с декольте. Древнехристианская традиция отводила мужчинам место в храме по правую, а женщинам по левую сторону.
Во время богослужения не следует ходить по храму, беспокоя остальных прихожан, даже если ваша цель – поставить свечу к иконе праздника: более уместно передать ее стоящим впереди людям. По возможности не следует поворачиваться спиной к алтарю. Крайне тягостное впечатление производят люди, блуждающие во время службы по храму, а также многократно и беспорядочно крестящиеся перед иконами. Следует уяснить себе, что крестное знамение и поклон – это разные элементы выражения христианского благоговения, которые не всегда совмещаются. Следует помнить, что одновременно креститься и кланяться неправильно: сначала надо совершить крестное знамение и только затем поклон. Поклоны бывают поясные – когда человек наклоняется к земле, и земные, когда он опускается на колени и склоняет голову до земли. Во время богослужения поклоны следует совершать не беспорядочно, а в подобающие для этого моменты. Обычно молящиеся совершают крестное знамение и поклон, если звучат богослужебные песнопения, побуждающие к этому и содержащие слова: «спаси нас», «слава Тебе Господи», «поклонимся», «помолимся» и т.д. Во время ектений, когда звучат прошения, завершаемые возгласом: «Господи, помилуй» или «подай, Господи», после каждого из этих прошений традиционно совершаются крестное знамение и поясной поклон. В ответ на призыв священнослужителя: «Главы ваша Господеви преклоните» - следует без крестного знамения склонить голову и держать ее склоненной до тех пор, пока не прозвучит слово «Аминь», завершающее возглас. Когда священнослужитель произносит «Мир всем!» или другой возглас, имеющий характер благословения, и осеняет верующих рукой или свечами, следует делать поясной полон без крестного знамения. Также следует только поклониться священнослужителю после произнесения им отпуста, за исключением случаев, когда следует осенение верующих крестом. Не следует креститься на священника, который благословляет вас рукой, а также на архиерея, благословляющего дикирием и трикирием. Однако, если духовное лицо осеняет народ крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Дарами, то верующий человек осеняет себя крестным знамением и делает поясной поклон.
Крестное знамение без поклонов трижды совершается во время чтения шестопсалмия, когда чтец произносит слова «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слав Тебе Боже». Также положено креститься без поклонов вовремя произнесения слов «Силою Честного и Животворящего Креста», в начале чтения Символа веры, Апостола, Евангелия. Крестным знамением без поклона принято осенять себя также во время произнесения отпуста на словах: «Христос истинный Бог наш…».
В дни великих праздников, в период от Светлого Христова Воскресения до дня Святой Троицы, а также от Рождества Христова до Крещения Господня земные поклоны в церкви отменяются.
Подходя к иконам или святым мощам, необходимо перекреститься и совершить два поклона (земных или поясных, в зависимости от периода церковного года), а приложившись, отойти, перекреститься и поклониться еще раз. К иконе, даже если на ней изображено несколько святых, прикладываются однократно; не следует прикладываться к лику святого, тем более – Богородицы и Спасителя.
- Автор: Super User
Пасхальная трапеза
Как окрасить яйца
Для окраски яиц лучше всего использовать луковую шелуху, которую собирают заранее. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до темно-коричневой. Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше, и варить ее около получаса до того, как в отвар опустите яйца. Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли. В некоторых семьях хранится обычай окрашения яиц "в крапинку". Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом. Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо и смазывают подсолнечным маслом.
Как правильно испечь куличи и пасхи
- Кулич пасхальный
- Кулич заварной
- Кулич царский
- Пасха вареная
- Пасха с шоколадом
- Ванильная пасха
- Как испечь греческий пасхальный пирог
Что приготовить к празднику
Кулич пасхальный
Развести опару на трех стаканах молока, шести стаканах муки и дрожжах. Поставить ее в тепло. Растереть пять желтков с двумя стаканами сахара, одной чайной ложкой соли и душистыми приправами (одна палочка ванили, десять орешков кардамона или же две капли розового масла). Когда опара подойдет, положить в нее растертые желтки, вбить в нее еще два яйца, влить полстакана чуть разогретого топленого сливочного масла, всыпать шесть стаканов муки, но чтобы тесто не было слишком густое. Выбить тесто хорошенько на столе, всыпать в него полтора стакана изюма и дать тесту до утра подойти. Утром побить еще и дать полежать. Затем положить половину сделанного теста в форму, дать ему подняться до трех четвертей высоты формы и ставить в печь. Из этого количества теста выйдут два кулича. 12 стаканов муки, три стакана парного молока, 50 г дрожжей, два стакана сахара, семь яиц, полстакана масла, полтора стакана изюма, чайную ложку соли, душистые приправы.
Кулич заварной
Накануне в восемь часов вечера залить дрожжи половиной стакана тепловатой воды, дать дрожжам подняться. Заварить полстакана муки полстаканом кипящего молока, хорошенько размешать. Если плохо заварилось, то прогреть немного, постоянно помешивая. Когда дрожжи подойдут, смешать их с тестом, добавить остывшего кипяченого молока, две чайных ложки соли и два яйца (от них немного оставить для подмазки), подсыпать муки, чтобы получилось густое тесто, размешать его до гладкости и поставить до утра в теплое место подходить, хорошенько укрыв. В шесть-семь часов утра влить в тесто полстакана подогретого, но не горячего, масла и влить понемногу два стакана некрепкого теплого чая, размешаного с тремя четвертями стакана сахара. Всыпать, непрерывно помешивая, почти всю оставшуюся муку. Вывалить тесто на стол или доску и бить его хорошенько до тех пор, пока не появятся в нем пузыри. После этого выложить тесто в заранее вымытую и обмазанную изнутри маслом посуду, покрыть посуду чем-нибудь теплым и оставить тесто подходить. Через час тесто выложить на доску, вмесить в него изюм, еще побить, но осторожно, и дать подойти в той же посуде еще полчаса. Теперь тесто можно разложить в одну или две обмазанные маслом формы, дать тесту подойти, смазать верх кулича яйцом и ставить в печь. 12 стаканов муки, полстакана распущенного масла, два яйца, три четверти стакана сахара, один стакан молока, 50 г дрожжей, два стакана жидкого чая, три четверти стакана очищенного изюма, соль.
Развести 50 г дрожжей в стакане сливок и поставить из них густую опару на 600 г пшеничной муки, два стакана сливок, толченый кардамон (10 зерен), 1 толченый мускатный орех, шинкованный миндаль (50 г), по 100 г мелко нарезанных цукатов и промытый, отсушенный изюм. Хорошо выбить тесто, и оставить подниматься на полтора-два часа. Потом снова вымесить тесто, положить в смазанную маслом и толчеными сухарями высокую форму. Наполнить форму до половины, дать тесту снова подняться до 3/4 высоты формы и поставить в духовку с несильным жаром. Куличи из такого сдобного теста лучше выпекать в небольших формах.
Все ниже перечисленное размешать, сложить в кастрюлю (лучше с толстым дном), поставить на плиту, довести до горячего состояния, непрерывно помешивая. Убрав кастрюлю с жара, продолжать мешать пасху, пока не остынет, а затем сложить в деревянную форму, положить сверху гнет и оставить на сутки в прохладном месте. 1,2 кг творога, три стакана сливок, 100 г сливочного масла, четыре-пять сырых яиц, 100 г изюма и по вкусу сахара.
Шоколад натереть на терке или наскоблить ножом, смешать с сахарной пудрой и отставить. Затем взять творог, протереть через решето, смешать со сливочным маслом и сметаной, хорошо размешать, всыпать в творог стакан нарезанных цукатов, шоколад с сахарной пудрой, перемешать все это, чтобы масса имела равномерный цвет. Все сложить в форму, застланную тонкой тканью (кисеей, марлей), вынести на холод и положить под гнет. Через полтора суток пасху вынуть из формы и подавать к столу. Два килограмма свежего творога, 200 г шоколада, 200 г сахарной пудры, 200 г сливочного масла, два стакана сметаны, один стакан цукатов.
Хорошо спрессованный творог протирают сквозь решето, вливают в него постепенно сливки, смешивают, заворачивают на 12 часов в салфетку, салфетку связывают узлами и подвешивают, чтобы дать стечь образующейся в результате заквашивания сыворотке. Затем в творог всыпают стакан сахара, ваниль (толченую) и все как следует перемешивают. После этого творог кладут в пасочницу, выстланную тонкой тканью, накрывают дощечкой и ставят на полчаса под гнет. Через полчаса пасху осторожно вынимают из пасочницы, освобождают от ткани, ставят на блюдо и сверху украшают искусственным цветком. Такой пасхи должно хватить на шесть-восемь человек. 600 г творога, три стакана сливок, один стакан сахара и пол-палочки ванили.
Как испечь греческий пасхальный пирог
60 г дрожжей, 120 г молока, 100 г сахара, 1 кг муки, щепотка соли, натертая цедра от апельсина, стакан теплой воды, 200 г кунжутного семени, 5 сваренных вкрутую и окрашенных яркой красной краской яиц, белок, масло растительное и кунжутное семя для противня. Развести дрожжи с молоком и сахаром и дать подойти 10 минут. Добавить 125 г муки, размешать, поставить в теплое место и дать подойти до следующего дня. Смешать опару с оставшейся мукой, добавить соль, цедру, воду и месить полчаса. Из двух третей теста - сформировать длинный гладкий батон толщиной пять сантиметров. Противень смазать маслом и посыпать семенем кунжута. Уложить тесто на противень. Из остального теста скатать два тонких валика такой же длины, как батон на противне. Обвалять валики в кунжутном семени и уложить вокруг батона, прижимая, чтобы тесто скрепилось. Яйца наклонно вложить в тесто, смазать батон яичным желтком и посыпать кунжутом. Дать пирогу подойти три часа в теплом месте. Выпекать в духовке около часа при температуре 200 градусов.
Что приготовить к празднику
Студень (традиционное блюдо пасхального стола)
Говяжьи, свиные, бараньи ножки, головы опалить, разрезать на части, кости разрубить, вымочить в холодной воде в течение 3-4 часов, хорошенько вымыть, залить холодной водой (на 1 кг субпродуктов 2 л воды) и варить при слабом кипении в течение 6-8 часов, периодически снимая жир, прибавить морковь и специи. Отделить мякоть от костей, мелко порубить, соединить с бульоном, посолить и дать прокипеть. Можно по желанию добавить чеснок, затем охладить и разлить в тарелки или формы. Подавать с хреном. Перед подачей окунуть форму в горячую воду, выложить студень на блюдо. Субпродукты - 1 кг, морковь - 60 г, лук репчатый - 60 г, петрушка, лавровый лист, перец, чеснок, соль по вкусу.
Окорок или небольшая часть его, соль из расчета 20 г на 1 кг мяса, перец, чеснок из расчета 1 долька на 1 кг мяса. Окорок желательно посолить и оставить на одни сутки. Небольшие куски мяса на буженину посолить за час до жаренья. Кожу окорока надрезать острым ножом клетками, натереть солью и перцем, нашпиговать дольками чеснока, положить на противень, налить 1/2 стакана воды и поставить в прогретую духовку. Когда верхняя часть окорока хорошо зарумянится, перевернуть его и, периодически поливая выделившимся соком, довести до полной готовности. Важно не пересушить верхнюю корочку, для этого нужно мясо прикрыть плотной бумагой или фольгой. Подавать как в горячем, так и в холодном виде с маслинами, моченой брусникой, огурцами, свежими салатами, зеленью. Отдельно подать хрен, кетчуп горчицу.
Гусь (утка) с яблоками
1 тушка, 40 г сливочного масла или маргарина, 500 г яблок, майоран, соль. Предварительно обработанную тушку натереть солью, и майораном. Оставить на один час. Яблоки помыть, удалить семенное гнездо, разрезать пополам. Начинить ими тушку, зашить, положить на противень или в жаровню, смазанную растительным маслом. Полить сверху маслом, сбрызнуть водой и поставить в хорошо прогретую духову. Жарить, постоянно увлажняя соусом и сбрызгивая водой. Готового гуся (утку) порезать на порции, положить на овальное блюдо, по краям положить яблоки. Остаток соуса подать в соуснице. Украсить зеленью (салат, петрушка, сельдерей). Подавать с тушеной капустой или свеклой.
- Автор: Super User
Церковный протокол
Понятие православного церковного этикета
Этикет (франц. etiquette – обычай) – нормы поведения, совокупность правил обхождения, принятых в обществе среди членов какой-либо социальной или профессиональной группы. Слово «этикет» в русском языке созвучно со словом «этика» - термином, обозначающим философское учение о нравственности. И действительно, повсеместное принятие и соблюдение правил этикета облагораживает нравы, свидетельствуя, что в основе его предписание лежат именно нравственные категории.
Ключевые этические нормы человечество призвано было усвоить еще в ветхозаветные времена. Они были начертаны на каменных скрижалях, данных Богом пророку Моисею на Синайской горе. Заповеди Божии: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «чти отца и матерь твою», «не завидуй» - являются, по сути, ограничительными вехами на пути, следуя которым, человек нравственно возрождался, восходя от рабства греху к образу и подобию Божию.
Христианское сознание не приемлет многих внешних ограничений, поскольку не в них видит залог достижения главной цели человеческой жизни – спасения души. Душа – вечна, ее существование простирается за рамки земного бытия, а Церковь земная – это отражение Церкви Небесной. Земная реальность не носит для членов Православной Церкви главенствующего характера, поэтому христианину присуще стремление к братскому общению, чуждому условностей, к духовной свободе: «К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5,13); «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3,17).
Вместе с тем для нормального функционирования церковной организации необходимо, чтобы все ее члены признавали и придерживались правил церковного поведения и обхождения, сложившиеся на протяжении тысячелетней истории христианской Церкви. Значительная часть правил церковного этикета вытекает из канонов и других актов церковного законодательства. Другие его положения существуют в Церкви на правах обычая - регламентированного образа действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, правомочен, необходим. Критерием законности обычая при отсутствии зафиксированного правила, православные канонисты считают его разумность и давность. Православный этикет при этом является не только общепринятым кодексом поведения в церковной среде: соблюдение его требований (послушание канонической дисциплине) является лишь внешним выражением внутреннего стремления личности стать подлинным членом Церкви Христовой, как писал Феофан Затворник: «Действующий по-церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего».
Нормы церковного этикета имеют существенные отличия от современных светских правил поведения. Церковному организму изначально присуща иерархичность.
Многие требования церковного этикета попросту противоречат светским правилам. Например, приветствуя православного священнослужителя, правильным будет испросить у него благословения, а затем поцеловать благословившую руку. Эта норма распространяется на лиц обоего пола. В то же время представители духовенства не должны целовать руку даме, несмотря на то, что в светском обществе этот знак является свидетельством учтивости. В помещении, где мужчины обязаны снимать головные уборы, священнослужители могут оставаться с покрытой головой (при условии, что их головные уборы являются принадлежностью духовного сословия: скуфья, камилавка, клобук).
Понятие церковного этикета довольно часто смыкается с понятием церковного протокола. Отличие одного от другого заключается в том, что нормы церковного этикета определяют правила общения и поведения в церковной среде, официальной и частной переписки.
Большинство государственных и общественных мероприятий регламентируется обычным светским (иногда и дипломатическим) протоколом. Если на них приглашаются священнослужители, надо четко представлять их иерархическое положение, а при общении с духовными лицами учитывать важные этические моменты. Порой представители духовенства оказываются в неловком положении, когда в качестве почетных гостей вынуждены присутствовать при двусмысленных зрелищах. Это оскорбляет самого священника и смущает совесть его пасомых. Так, если духовное лицо приглашено на прием во время поста (например в среду или пятницу), стоит заранее позаботиться о том, чтобы на столе были в наличии постные блюда. Одежда человека, посещающего церковно-общественные акции, не должна быть вызывающей и чрезмерно открытой. Соблюдение этих элементарных правил будет свидетельствовать об уважении не только к присутствующему духовному лицу, но и к тысячелетней православной традиции, носителем которой оно является.
Церковные награды
Церковные награды и внешние знаки отличия духовенства
I. Внебогослужебные (общецерковные) награды
Русской Православной Церкви
1. Ордена РПЦ:
- орден святого Апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой; учрежден 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси и является высшей наградой Русской Православной Церкви, которым награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей за выдающиеся заслуги по укреплению христианства; знак ордена носится на ленте в верхней части груди под алмазной звездой ордена, все остальные ордена носятся ниже.
- орден святого равноапостольного князя Владимира, трех степеней; учрежден в 1957 году в ознаменование 40-летия Патриаршества в РПЦ; орденом награждаются Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей за многолетнее служение в священном сане или за заслуги перед Русской Православной Церковью, а также церковные и общественные деятели за полезные труды на благо Православия; этим орденом награждаются и различные церковные организации – епархии, монастыри, Духовные учебные заведения и др.;
- орден «Славы и Чести» со звездой ордена; утвержден 23 марта 2004 года; орденом награждаются главы государств и правительств, руководители международных и межправительственных организаций, Предстоятели Церквей и главы конфессий, выдающиеся государственные и общественные деятели за значительный вклад в межцерковное и межрелигиозное сотрудничество, в дело укрепления мира и дружбы между народами;
- орден святителя Алексия, митрополита Московского, трех степеней; учрежден 23 марта 2004 года к 75-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; орденом награждаются Предстоятели Церквей, а также духовные и светские лица за достижения во взаимодействии церковной и светской власти, направленные на поддержание согласия и гражданского мира в обществе;
- орден благоверного князя Даниила Московского, трех степеней; учрежден 28 декабря 1988 года; орденом награждаются как духовные, так и светские лица, много потрудившиеся для возрождения духовной жизни России.
- орден преподобного Сергия Радонежского, трех степеней; учрежден 26 декабря 1978 года; орденом награждаются иерархи и клирики Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, а также представители инославных Церквей за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами.
- орден преподобного Серафима Саровского, трех степеней; учрежден 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного; орденом награждаются иерархи, клирики, монашествующие, миряне за особый вклад в дело возрождения монастырей, храмов, пастырскую и церковно-общественную деятельность;
- орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, трех степеней; учрежден 28 декабря 1996 года в ознаменование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия – прославленного миссионера, просветителя народов Сибири и Америки; орденом I степени награждаются Предстоятели и иерархи Русской Православной Церкви за миссионерское и просветительское служение, видные государственные и общественные деятели за оказание помощи в миссионерском служении; орденом II и III степени – иерархи, клирики миряне за успешную работу и просветительскую деятельность в миссионерских отделах, Духовных учебных заведениях, средствах массовой информации, государственных и муниципальных образовательных учреждениях, за деятельность по реабилитации от тоталитарных сект;
- орден святой равноапостольной княгини Ольги, трех степеней; учрежден 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси; орденом награждаются женщины за заслуги не различных поприщах церковного, государственного и общественного служения, а также за труды на пользу ближних; этим орденом награждаются настоятельницы монастырей и церковные работницы на ниве духовного просвещения;
- орден святителя Макария, митрополита Московского, трех степеней; учрежден 17 июня 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; орденом награждаются церковные и светские лица за значительный личный научный и организационный вклад в развитие науки и духовного просвещения;
- орден святого благоверного князя Димитрия Донского, трех степеней; учрежден 1октября 2004 года; орденом награждаются священнослужители, военачальники, ветераны Великой Отечественной войны и лица, проявившие мужество при защите Отечества, а также внесшие вклад в развитие взаимодействия между Русской Православной Церковью и армией, оказывающие духовно-нравственную поддержку военнослужащим;
- орден преподобного Андре Рублева, трех степеней; учрежден в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; орденом награждаются иерархи Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей, высшие государственные и должностные лица, священнослужители и миряне, способствующие или способствовавшие благоукрашению православных храмов, в том числе за труды в области иконописи, церковного зодчества, преподавательскую деятельность в области иконописи и церковно-археологических дисциплин, издание книг по церковному искусству, благотворительную деятельность, направленную на благоукрашение православных храмов, часовен, иных церковных помещений, деятельность, направленную на возвращение Церкви похищенных икон и предметов церковного искусства.
2. Медали Русской Православной Церкви
- медаль святого благоверного князя Даниила Московского
- медаль преподобного Сергия Радонежского
- медаль преподобного Серафима Саровского
- медаль святителя Иннокентия
- медаль святителя Макария
- медаль преподобного Андрея Рублева
3. Патриарший знак Материнства
4. Патриаршие грамоты, архиерейские грамоты
Архиереи Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей награждаются только орденами I и II степеней. Клирики и миряне награждаются сначала орденом III степени, а потом – II степени, если это предусмотрено статусом ордена; за особые заслуги перед Русской Православной Церковью они могут быть награждены орденом I степени. Награждение орденами одного лица производиться не чаще одного раза в три года, медалями – не чаще одного раза в два года.
Церковно-общественные награды:
- орден и медаль святого мученика Трифона
- орден святого благоверного царевича Димитрия
II. Иерархические (богослужебные) награды
Повышение в сане
2. Элементы литургического облачения, несущие духовное значение
3. Богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни или до «Отче наш»)
а) награды для священника:
- набедренник – четырехугольный плат, подвешиваемый на ленте за два угла к поясу; награждение производиться не ранее чем через три года после хиротонии награждаемого.
- камилавка – головной убор в форме расширенного кверху цилиндра без полей; награждение производиться не ранее чем через три года после награждения набедренником.
- золотой наперсный крест - награждение производиться указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих – набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет.
- сан протоиерея, сан игумена – награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем через 10 лет служения в священном сане.
- палица – плат ромбовидной формы, который подвешивается на ленте за остроугольный конец; награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (для монашествующих – игумена).
- крест с украшениями - награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем через пять лет после награждения палицей.
- митра - награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией; заслуженные протоиереи, награжденные митрой, именуются «митрофорными».
- служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами – сначала предоставляется право служения с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни (не ранее чем через пять лет после награждения митрой указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси), а затем - до «Отче наш».
- Патриарший крест – награждение производиться в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;
- сан протопресвитера - награждение производиться в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;
б) награды для диакона
- двойной орарь - награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем через пять лет после хиротонии награждаемого.
- сан протодиакона - награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем через 20 лет служения в сане диакона.
- камилавка фиолетового цвета - награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем через 10 лет после возведения в сан протодиакона.
- сан архидиакона (для монашествующих) - награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем через 30 лет беспорочного служения Церкви Божией.
- Автор: Super User
Христианская семья
ПРОСТИ МЕНЯ, ГОСПОДИ
(Священник Артемий Владимиров)
Многие из наших соотечественников ныне с болью видят, что с Русской землей, нашим возлюбленным отечеством, совершается нечто трагическое. Целостная некогда Родина распадается на разрозненные и, что всего страшнее, враждебно друг к другу относящиеся части. Всматриваясь в причины этого распада, мы осознаем: потеряна вера, потеряна культура, потеряно экономическое единство. А мне пришло на ум недавно, что все свершающееся ныне с нами есть праведное воздаяние Божие.
Около столетия тому назад Федор Михайлович Достоевский писал о слезинке невинного младенца, из-за которой он и его герой готовы были отказаться от мировой гармонии. Если вдуматься, становится очевидным: то, что сейчас на нашей земле ежедневно свершается по нескольку тысяч убиений утробных младенцев и расчленяется под ножом убийц младенческое тельце, еще не успевшее явиться на свет Божий, убивается младенческая душа, и является главной причиной всех и всяческих внешних распадов, трагедий и того смутного времени, которое мы переживаем. Безмолвный крик каждого такого младенчика восходит на небеса и вопиет об отмщении за злодеяние. Поистине, только лишь вырвавшись на свет Божий, усвоив уму и сердцу истины веры и нравственности христианской, мы можем увидеть ту страшную непроницаемую тьму греха, которой ныне окутана вся земля, и наше Отечество в частности. И можем ужаснуться той мере безмерного злодеяния, которое ныне свершается и не вызывает ни у кого ни чувства отвращения, ни стыда, ни покаяния.
Когда зачинается телесный состав будущего человека, Господь непостижимо созидает из небытия в бытие бессмертную, по образу и подобию Божию созданную человеческую душу. Поэтому зачатие - это подлинное таинство. И Церковь особыми празднествами именует зачатие Иоанна Предтечи, Пресвятой Владычицы Богородицы. .Раскрывая Библию, мы находим в ней такие слова: "Ты, Господи, хранишь младенцев". Господь не только созидает младенческую душу и тело, но и премудро взращивает плод во чреве матери, готовя его к исхождению на свет Божий. В самое естество человеческое, душу и сердце матери вложен инстинкт, безотчетное стремление делать все, что только способствует сохранению, возрастанию дитя. И, следуя этому инстинкту, она приближается к раскрытию своих сил в служении материнства.
Но современный человек извратил замысел Божий о себе. Даже в мире животных, в мире бессловесных и неразумных созданий, мы не встретим ничего подобного тому, что ныне совершается в нашем грешном мире, в наших грешных и испорченных сердцах. Отойдя от Бога, отчуждившись от света веры, надежды и любви, люди, потеряв разум, подпав под власть демонической гордыни, эгоизма, себялюбия, Богоучрежденное супружество, которое даровано нам для продления человеческого рода, превратили в лобное место, в кровавую бойню. И то страшно, что, думая наслаждаться счастьем, радоваться полноте жизни, мы, несостоявшиеся отцы и матери, сговорились и восстали, всю свою убийственную злобу обратили на собственную кровиночку, на Богом нам дарованных детей. У самого Цицерона не хватило бы духа, взирая на нас, произнести свое известное изречение: "О tempora, о mores" - "О времена, о нравы", - потому что таких страшных времен не было даже в самые темные и жестокие языческие эпохи.
И это помрачение свершается прежде всего потому, что мы забыли о словах, исшедших из уст Господа и обращенных к Адаму и Еве, - о словах, полагающих основу всякого человеческого супружеского союза: "Плодитесь и множитесь, и наполняйте землю и обладайте ею". Супружество с точки зрения разумного человека не удовольствие, не разврат, оно не тешит нашу плоть, но супружество - это подлинное служение, на которое Сам Бог поставляет жениха и невесту. Супружеская любовь не существует сама по себе, она немыслима для христианина вне духовного и душевного единения любящих друг друга мужа и жены. Телесная любовь освящена светом верности Богу, Который сказал: "Жена спасается в браке чадородием, если пребудет в вере Богу, в верности мужу и детей станет воспитывать в заповедях Господних". Телесная любовь выполняет в супружестве задачу созидания. Она дана не сама по себе, а во имя чего-то, во имя кого-то - во имя детей, которые являются чудом Божественной премудрости и благословением Божиим. Если бы современные супруги понимали, что, когда они сочетаются в любви, то сочетаются ради исполнения воли Божией; если бы они чувствовали себя орудиями и инструментами в руках промысла Божия, дивным образом умножающего наш род; если бы супруги понимали, что они принадлежат не самим себе и своим удовольствиям, но Богу, Который чрез нас творит личность, созданную по образу Его и подобию, - словом, если бы супружество было заквашено духом жертвенной любви, а не холодной похоти и эгоистического расчета, то никогда никому И на ум бы не пришло чинить себе препятствие в том деле, на которое поставил нас Господь.
Святая матерь-Церковь, в таинстве венчания освящая служение супружества, молится о даровании нам благословенного потомства. И как страшно бывает священникам, когда на исповедь приходит женщина и раскрывает эту страшную, кровоточащую и никогда не заживающую язву - исповедуется в убийстве не чужого, а собственного, Богом данного ей ребенка. Руки и сердце такой женщины обагрены кровью, которая вопиет на небо, так же как и кровь Авеля, убитого его родным братом.
Древние церковные правила отлучали от храма, от святого причастия христианку, посягнувшую на детоубийство. Всю жизнь она должна была стоять в притворе и, не смея войти во святилище, храм Божий, смиренно плача, просила входящих походатайствовать пред Господом и Божией Матерью об оставлении ее греха. Лишь оказавшись на смертном одре, кающаяся грешница сподоблялась Святых Христовых Тайн с надеждой на неизреченное милосердие Божие. Столетие или несколько спустя, когда ревность Богоугождения в людях стала угасать, а немощи человеческие возрастать, святые отцы положили для убийцы-матери отлучение на пятнадцать лет. По самому строгому канону таковые каялись, сознавая себя более чем в течение десятилетия недостойными приступить к чаше - источнику вечной жизни.
Большинство из приходящих ныне на исповедь уже задолго до встречи со священником в душе познают ужас содеянного. Ибо и самая жизнь; и пошатнувшееся телесное здоровье; и всевозможные женские болезни - праведное воздаяние за грех детоубийства; зачастую невозможность уже более рожать здоровых детей; беды, которые случаются с теми детьми, что родились после аборта, - все это в совокупности набатным колоколом бьет в совести матери, понуждая ее как можно скорее открыть язву детоубийства на исповеди. Лишь в редких случаях, вопрошая женщину об абортах, священник слышит такой ответ: "Да кто ж знает, сколько их было. Как у всех, штук восемь - двенадцать". Это - смерть души, когда собственных детей, с которыми мать-убийца встретится у престола Божия и которые будут свидетельствовать на нее пред Господом, - смерть души заставляет именовать детей штуками. К ужасу нашему, скажем, что иногда женщины, пришедшие по недоразумению на исповедь, вступают со священником в единоборство: "А что же, нищету, что ли, плодить?.." Если супруга не желает быть матерью или муж, именуя ее своею женою, не хочет иметь от нее детей, то совесть властно запрещает даже приступать к супружескому ложу. Любой компромисс, который мы будем заключать со своей совестью, больно отзовется в душе, и женщина, которая знает тайну супружества, но не знает его плодов, всегда будет чувствовать расколотость в своем сердце, чувствовать себя недостойной взирать на светлый лик Творца. Но священнику даны бывают слова, а сердце матери не каменное - чтоб, отрешившись от этого ослепления и ожесточения, она смогла увидеть в свете Божественной правды всю глубину и размеры содеянного беззакония.
Впрочем, не будем винить только жен. В грехе аборта в такой же мере повинны и мужчины, от которых были зачаты нерожденные дети. Поэтому всякий христианин, чья супруга или, так сказать, знакомая четвертовали собственное дитя, должен считать себя причастным этому греху, если только он не прилагал всевозможных усилий и словом и делом, дабы предотвратить непоправимое.
По-человечески говоря, сей грех простить невозможно. И лишь Господь, Которого мы пригвоздили ко Кресту нашими грехами, множественными и страшными, лишь Единый Господь, будучи не только человеком, но и Всемогущим Богом, силен Своею собственной живоносной кровью омыть этот страшный - пожалуй, самый страшный - грех человеческий. Всякая женщина, которая начала каяться в том, что содеяла по молодости, по слабости своей, по неведению, по насилию сродников, по помрачению души, должна знать, как именно ей каяться в этом грехе, дабы Бог простил его и изгладил, дабы затянулась страшная рваная рана в душе, дабы исходатайствована была нами милость и для убиенных нами детей.
Прежде всего, восчувствовав всю дикость и безбожие содеянного, нужно в мыслях впредь отказаться от подобного греха, от возможности его совершения. Притом подобает осудить именно самое себя, а не обстоятельства, не приговор врачей, не соединенные усилия сродников, толкавших нас на убийство нашего ребенка. Во-вторых, должно полно, с глубоким сокрушением исповедовать содеянный грех, назвав священнику, сколько же нерожденных детей у нас на счету, и каяться даже в выкидышах - этих несчастиях супружеской жизни, которые бывают часто обусловлены либо предшествующими абортами, либо нежеланием сохранять ребенка во чреве. Ибо единый душевный импульс может повести к извержению плода из чрева матери. Покаявшись в этом грехе у креста и Евангелия в православном храме, мы должны получить у священника епитимью, покаянное правило, которое необходимо совершать со всею тщательностию, дабы душа, израненная беззакониями, обрела возможную цельность и чистоту.
Общие слова об этом правиле могут быть сказаны следующие: по числу содеянных абортов христианке подобает полагать утром и вечером в течение сорока дней земные поклоны, осеняя себя крестом, опускаясь на колена и затем склоняясь челом долу. С каждым земным поклоном хорошо сочетавать и покаянную молитву. Молитва может быть произнесена такая: "Прости меня, Господи, чад моих в утробе убившую. Да будет с ними милость Твоя". Или: "Прости меня, Господи, за содеянные утробные убийства. Да будет со чадами моими святая воля Твоя". В покаянном дерзновении мать может молиться и так: "Прости меня, Господи, за чад моих нерожденных и мною убиенных. Крести их в море щедрот Твоих". Этими словами мы вверяем Богу младенцев, твердо веруя, что если Он, всещедрый, находит милость для детоубийцы, то не лишит Своей милости и света Своего тех, кто был убиен, не сподобившись святого крещения. К этому должно присовокупить соблюдение поста в среду и пятницу: как заповедует нам Церковь, воздерживаться от мясной и молочной пищи. По усердию кающейся христианки епитимья может быть продлена.
Хорошо выделить понедельник, среду и пятницу к прочтению особых молитв. Скажем, в понедельник читать канон ангелу-хранителю, помещенный в книге "Молитвослов" или "Молитвенник" Русской Православной Церкви; в среду читать канон молебный Богородице, а в пятницу - покаянный канон Господу нашему Иисусу Христу. Особо я рекомендовал бы молитву Иисусову: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную". Ее нужно читать неспешно, со вниманием, сознавая себя предстоящей живому Богу, взор Которого проникает в сердечные наши глубины. По достатку времени такую молитву нужно читать сорок, пятьдесят, сто раз на дню, но непременно с покаянием и сознанием того, Кто слушает нас и кто молится Всесвятому Богу. Молитву эту по нужде можно читать и вне дома, ибо у многих христианок жизнь сейчас обременена множеством дел и обязанностей. И конечно же, каясь в этих смертных грехах, мы не должны допускать уныния и отчаяния до нашего сердца, потому что верен Бог, обещавший простить всякого искренне кающегося пред Ним человека. Нам оставлена надежда, что воскресший из мертвых Господь, победивший диавола и поправший смерть, силен помиловать душу, осуждающую себя здесь, и ввести ее в вечную жизнь. Силен не лишить милости Своей и тех, за кого мы молимся, чью жизнь не сберегли по жестокосердию и помрачению души.