(C) Оксана С. Попова, Сергей В. Попов. 20014 г.

Notice: Undefined property: stdClass::$toc in D:\WWW\Eparhiya\plugins\content\pagebreak\pagebreak.php on line 220

 

О поминовении усопших


 

Как правильно поминать усопших

 

     Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. 

     С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой . 

     Таким образом, поминовение усопших - это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией. 

      Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере. 

      Панихиды по самоубийцам, а также по не крещеным в православной вере, не совершаются . Тем более, эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии. 

     Но кроме этого, Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставившихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими. 

     В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд. 

     В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни  жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни. 

     Молитвы возносятся о людях "от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере". 

    Три субботы Великого Поста - субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста- установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную. 

     В Радоницу - вторник второй седмицы по Пасхе, - с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название "радуница", или "радоница".

   Троицкая родительская суббота - в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит "упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших". 

    Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и всех православных христиан. 

     Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи .

     Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин . 

     Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни. 

     Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии". 

 

 

Актуальная аналитика