«СЕГОДНЯ НЕБО ОПРОКИДЫВАЕТСЯ НА ЗЕМЛЮ»

Проповедь на Сошествие Святого Духа

    

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене.
(Пс. 50: 13)

Возлюбленные верующие!

Немного печали, и вот снова радость. Немного молчания, и снова славословие. Немного тишины, и снова гласы радости. Снова праздник на земле, снова веселье, снова праздничные украшения, снова перезвон колоколов, снова радость для всех христиан.

Как велики тайны Божии, и как непостижимы суды Его! Как велика милость Его к нам! Да не плачется же земля, да не печалится человек, ибо многих тайн соделал его причастником и всем наделил его Всемилостивый Бог.

Вчера вознесся на небеса Сын, сегодня сошел на землю Дух Святой. Вчера Иисус Христос как Бог восшел в воскликновении и гласе трубне (ср.: Пс. 46: 6), сегодня Пресвятой Дух сошел в виде огненных языков, словно дыхание бурно несущегося ветра (см.: Деян. 2: 2). Вчера Сын вошел в славу Свою, сегодня Дух Святой явил Свою славу.

Празднование на небе, празднование на земле, пение ангелов, трубы архангелов, восхищение херувимов, обновление на земле и восхищение на небе. Снова ангелы видят дела дивные, снова трубы их звенят и переполняют радостью и небо, и землю. Угли Божества на престоле серафимов полагаются, а пламень Духа в сердцах рыбаков почивает. Солнце восходит, а свет Его к нам возвращается. Утренняя Денница на небеса поднимается, а луч Ее в нас пребывает. Иисус Христос восходит к Отцу, а Святой Дух посылается к людям.

Как велики чудеса Божии! Сын плотию соделался, а Дух в виде голубя видится! Сын во чреве Девы вселился, а Дух в сердце христианина водворяется. Сын пребывает во плоти немного лет с нами на земле, а Дух Святой остается с нами вовек. Сын пришел тайно, а Дух у всех на виду явился. Сын в яслях бессловесных возлегает, а огнь Духа на престоле сердца восседает. Сын соделался Мучеником человека ради, а Дух Святой нас делает мучениками Христа ради. Сын возвестил нам Слово жизни, Дух Святой разъясняет нам Его смысл. Сын принес нам тайны, Дух Святой раскрывает нам их глубины. Сын сеет семя доброе, а роса Духа дает ему взойти. Сеятель малую пашню возделывает и лишь в одно место семя бросает, а пламя Святого Духа святыми апостолами весь мир плугом слова переворачивает и семя Евангелия умножает.

Как велики и преславны тайны Божии!

Христос обетован человеку Отцом, а Дух Святой через пророков указывает время Его воплощения. Сын возвещен Деве, а Дух Святой совершает тайну. Сын в пещере рождается, а Дух Святой ангелов и пастырей учит песнопению. Сын как Младенец в Египет исходит, а Дух Святой на пути Его осеняет. Сын в Иордане крещается, а Дух Святой на Нем почивает. Сын выходит на проповедь, а Дух Святой на Нем пребывает (см.: Ис. 61: 1). Сын научает истине, а Дух Святой подтверждает ее чудесами. Сын распят людьми, а Дух Святой стоит при Кресте и охраняет Его. Сын во гробе полагается, а Дух Святой у камня бдит. Небо возмущается, тварь опечаливается, катапетасма разрывается, а Дух Святой мертвых воскрешает (см.: Мф. 27: 52). Камень отваливается, Христос воскресает, а Дух Святой всё исполняет света.

Итак, Христос искупает человека, а Дух Святой завершает тайну спасения. После ВоскресенияСын в тишине на небеса возносится, а Дух Святой, словно вихрь несущийся, на землю изливается. Двери запертые распахиваются, рыбаки апостолами становятся, боязливые ободряются, сердца веруют, умы просвещаются, языки проповедуют безбоязненно, ноги благовестников в путь отправляются, Слово жизни с силою возвещается, улицы снова наполняются гулом, Иерусалим снова взбудораживается, архиереи гневаются на рыбаков, старцы негодуют на галилеян, книжники опять хотят созвать совет, храм снова сотрясается.

Почему же снова тревожится Иерусалим?

Но почему же тревожатся Иерусалим, и архиереи, и старцы, и книжники, и храм Соломонов?

Потому что сегодня исполняется срок обетования. Сегодня сходит на землю Дух Святой, Утешитель, в виде огненных языков. Сегодня небо снова опрокидывается на землю. Сегодня пламя Духа разливается повсюду, словно огненный свет. Сегодня галилейские рыбаки становятся апостолами вселенной. Сегодня тайны веры проясняются, Крест возвышается, Церковь учреждается, семя слова посевается, народы становятся ближе, язычники укрощаются, странники возвращаются, потерянные обретаются, чада снова возвращаются домой.

Сегодня толпы становятся народом избранным. Сегодня мирские божества разбиваются, капища разрушаются, слепые видят свет жизни, кесари слышат Христа, мудрецы желают послушать рыбаков. Афины и Рим смиряются. Сегодня слово жизни возвещается с кровель, и все слушают, все веруют, все радуются радостью великой. Один только Иерусалим снова тревожится? Он тревожился, когда родился Христос в Вифлееме (см.: Мф.: 2: 3). Тревожился, когда воскрес Иисус из мертвых, и хочет сребрениками прикрыть убийство свое (см.: Мф. 28: 12). Встревожился и теперь, когда сошел на апостолов Пресвятой Дух. Почему же он встревожился? Потому что не хочет более слышать о Христе. Потому что стыдится того, что сделал. Стыдится, но не смиряется. Тревожится, но не верует. Гневается, но тщетно распаляется.

Все слушают рыбаков в мире, один только Иерусалим тревожится, евреи сомневаются, только храм остается неверующим. Известные своими богохульными словами снова хулят, снова прекословят: «Сии говорящие не все ли галилеяне? Кто же научил их стольким языкам, чтобы они понятно для всех говорили о великих делах Божиих?» (Деян. 2: 7, 11).

Все концы земли веруют, а сыны Израиля страшатся и изумляются, говоря друг другу: что это значит? (Деян. 2: 12). Все слушают Петра говорящего, а они с издевкой твердят до нынешнего дня: они напились сладкого сока виноградного (ср.: Деян. 2: 13). Но виноградный сок бродит и становится новым вином. Дуновение ветра вздымается и становится сильным вихрем. Малая искра раздувается и в пламя огня превращается. Малый источник пробивается и в поток бурной воды превращается. И кто остановит виноградный сок, чтобы ему не бродить, ветер, чтобы ему не дуть, искру, чтобы ей не возгораться, и источник воды, чтобы ему не течь в долину? Кто сможет остановить Дух Святой, чтобы Ему не сойти на землю? Или Петра, чтобы ему не говорить, и Павла, чтобы он не проповедовал?

Иерусалим тревожится, но тщетно тревожится. Теперь уже слишком поздно. Тень ветхого закона заходит, и другой закон возвещается. Старое вино кончается, и другое, новое, в глиняные сосуды вливается. Старый храм покидается и рядом с ним Церковь новая и вечная воздвигается. Церковь живая, Церковь величественная, избранная и прекрасная – Церковь христианская!

Отныне тщетно гневается Сион.

Как преславны тайны Божии! Какие дивные дела произошли нынче в Иерусалиме! Ибо внезапно сошлись лицом к лицу две церкви, два праздника, два закона, два типа верующих. Одна церковь – которая разрушается, и другая – которая нынче восходит. Один праздник – который прекращается, и другой – который нынче учреждается. Один закон – который оставляется, и другой – который пламенем огня пишется.

Отныне праздник ветхого закона оставляется и Троицын день христианский украшается. Волнения Иерусалима утихают, и радости Сиона Нового охватывают землю. Последние фарисеи рассеиваются, и первые христиане обретаются. Последние книжники усыпают, и первые апостолы уходят на проповедь. Последние печали нынешние умирают, и первые радости ныне рождаются.

Сколь велики свершения Духа Святого! Ведь сегодня всё огнем крещается, всё изменяется, всё обновляется, всё заново рождается. И в этом великом преобразовании мира участвуют и Бог и человек, и небо и земля, и Дух и материя. Бог дает Духа, а человек дает сердце. Бог возжигает огонь, а человек раздувает пламя. Бог дает вино, а человек дает сосуд.

Земля дает воду, небо дает Духа Святого. Мир дает рыбаков, Бог дает дар апостольства. Человек дает ум, а Бог изливает на него Дух премудрости и разума. Человек дает сердце, а Бог наполняет его Духом страха Божия. Человек дает волю, а Бог сводит на него Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия (см.: Ис. 11: 2). Человек дает всё, что имеет, Бог дает ему то, чего ему не хватает. Человек дает всё, что может, Бог дает ему то, чего он иметь не может, – Духа Своего Святого. Человек дает дольнее, Отец приводит горнее.

И так тайна совершается, чудо исполняется, Утешитель приходит на землю, апостолы действуют, мир обновляется, Церковь учреждается, всё изменяется, всё облачается в свет Христов, и он просвещает всех.


Возлюбленные верующие!

Но что такое Дух Святой? Дух Святой есть третья Ипостась, третье Лицо Пресвятой Троицы, Которое исходит от Отца, почивает на Сыне и Им делается известным и нам, людям. Дух Святой есть сила Божия[1], украшающая всё горнее и дольнее. Он есть повсюду и всё наполняет.

Дух Святой есть пламя, возжигающее сердца, свет, просвещающий очи, сладость, утешающая слух, премудрость, наполняющая всякий ум. Дух есть сила, укрепляющая нас, крепость, делающая нас мужественными, хлеб, питающий наши души, источник, напояющий нас, светильник, путеводящий нас, облачение, покрывающее нас. Дух Святой есть вода живая, сокровище некрадомое, жемчужина таинственная, родник, дающий жизнь всем. Дух Святой есть ветер, дующий во вселенной, облако росодательное, тепло, позволяющее расти всему. Дух Святой есть Душа Церкви, упование спасения нашего, глубина премудрости, мужество апостолов, храбрость мучеников, радость преподобных, утешение матерей, твердость супругов, веселье младенцев, красота дев, украшение монахов.

Если же хотите знать и то, как действует Дух Святой в мире, то послушайте

Если же хотите знать и то, как действует Он в мире, то послушайте. Дух Святой делает ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем огненным (см.: Пс. 103: 4). Дух Святой исполняет огнем пожигающим серафимов и многоочитых херувимов. Он возвещает неизреченные тайны архангелам. Он послал Гавриила к Деве Марии в Назарет. Он вдохновил пророков, Он дал покаяние Давиду и премудрость Соломону. Он возвещает неведомое и открывает будущее. Дух Святой делает рыбаков апостолами, язычников христианами, из боязливых избирает мучеников, из слабых – преподобных, царей делает нищими и нищих возводит в цари, разрушенные капища превращает в величественные церкви, из простых людей избирает пророков и священников.

Дух Святой созидает вместе с Отцом и Сыном всё видимое и невидимое.

Дух Святой освящает всё: и небо и землю, и горнее, и дольнее, и преисподнее. Он освящает ангелов на небе и священников на земле. Он исполняет благодати архиереев и изливается их руками. Он освящает и избирает духовников, Он освящает Пречистые Тайны на Святой Литургии, Он освящает святую воду, елей, храмы, дома, иконы, плоды полевые, облачения, сосуды, источники. Он наполняет всё святостью и благословением.

Дух Святой очищает и исцеляет всё. Он связывает и разрешает грехи человеческие. Он очищает сердца от страстей, тела исцеляет от болезней, воздух, землю и дома избавляет от бесов, ум хранит от забвения, совесть – от окаменения. Он исцеляет болезни неизлечимые, Он утоляет боли неутихающие, стоны неслышимые, раны трудноизлечимые. Он пожигает всякую скверну.

Дух Святой украшает всё. И глаза слезами, и тело красотой, и сердца страхом Божиим, и ум мудростью, и совесть угрызениями, и душу тоской по раю. Он украшает небо ангелами, вселенную звездами, воздух облаками, траву зеленью, горы родниками, всю природу цветами, пшеницей, неисчислимой живностью.

Дух Святой хранит всё. И народы от войны. И людей от ненависти и всяких грехов. Он хранит звезды небесные и души человеческие. Он хранит дома от раздоров, тела от болезней, души от бесов. Повсюду ставит ангелов хранителей.

Дух Святой подает великим милость, малым – покорность, больным – терпение. Он дает матерям любовь к детям и детям – любовь к родителям. Он дает христианам послушание Церкви. Он дает мужество мученикам, радость преподобным, надежду искушаемым. Он дает слезы глазам, кротость сердцам, разумение уму, нежность душе, крепость телу.

Дух Святой раждает, растит, просвещает, дождит, омывает, умудряет и хранит. Он осеняет хорошее, пожигает плохое, отрезает гнилое, утешает сердца разбитые, собирает души рассеянные. Всё делает, всё растит, всё совершенствует Дух Святой.


Возлюбленные верующие!

Дух Святой есть сила Божия в мире. Дух Святой есть жизнь и упование спасения нашего. Без Него ни один человек не может быть христианином, не может стяжать жизнь вечную. Он дается каждому человеку в Крещении, через таинство помазания святым и великим миром, которое есть печать Духа Святого. Вспомоществуемый добрыми делами христианина, Дух Святой возрастает, умножается в сердце его, наполняя его Божественными дарами. В особенности обновляется Дух Святой в человеке истинным покаянием, молитвой и более всего принятием Пречистых Таин Христовых.

Дух Святой сохраняется в сердце человека чистой жизнью, беспорочной, приумножается смирением, обнаруживается молитвой, совершенствуется Божественной любовью. Он проявляется в нас дарами душевными и телесными, прославляется в нас таинственными чудесами, проповедуется нами словом живым и жизнью духовной.

Напротив, Дух Святой в нас опечаливается деланием греха, отгоняется от душ наших привыканием всяким смертным грехам, особенно блуду и гордыне. Совсем изгоняется из сердец наших неверием, хулой и отчаянием, от которых да сохранит нас благодать Пресвятого Духа.

Христианин, имеющий в себе огонь Духа Святого, свято хранит свои пять чувств, чтобы не согрешить Богу. Он хранит язык свой, чтобы не осуждать, глаза, чтобы не видеть суеты, уши, чтобы не слышать злое, помышления, чтобы не желать неподобающего, тело, чтобы оно не возжигалось нечистотой, душу, самое драгоценное сокровище, – чтобы она не окрадывалась врагами.

А ленивый христианин с легкостью ослабевает в искушениях, поползается вскоре, тело свое делает домом блуда, наполняется страстей, теряет благодать Духа Святого, становится рабом диаволу и, если не покается, губит свою душу.

Христианин, исполняющий волю Божию, – не один, ведь он носит Духа Святого в сердце своем. Во всём он доволен, всегда имеет мир в душе, ничего не боится, всех любит. Он ангел во плоти, ведь Дух Святой живет в нем. Он апостол, ведь он более не живет для себя, а для блага других. Он живет, чтобы славить Христа, чтобы возвещать всем величия Божии, чтобы служить Церкви, чтобы приносить пользу ближнему. Он живет, таким образом, в сердце братий своих. Счастлив такой христианин, полный Духа Святого и силы, ведь он пребудет со Христом вовек. А грешный да убоится мук и, пока у него есть время, да кается.

Прошу вас еще раз, братия: не будем опечаливать Духа Святого, пребывающего в нас, грехами

В завершение прошу вас еще раз, братия: не будем опечаливать Духа Святого, пребывающего в нас, грехами: блудодеяниями, ненавистью, пьянством, ссорами, всякими похотями, ведь Дух Святой молится о спасении нашем воздыханиями неизреченными (см.: Рим. 8: 26). А скорее порадуем Его нашими добрыми делами.

Никто более да не валяется во мраке, ибо свет с небес явился. Никто да не считает себя нищим на земле, ибо Дух Святой к нам сошел. Никто да не чувствует себя сирым, ибо ныне Церковь Христова усыновила нас.

А если мы еще чувствуем себя нищими, плохими, оставленными утешением Господа Небесного, – будем много каяться, чаще принимать Пречистые Тайны Христовы, прощать друг друга, объединяться, больше любить друг друга и, собравшись все в святые храмы, помолимся так от души: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь![2]