Notice: Undefined property: stdClass::$toc in D:\WWW\Eparhiya\plugins\content\pagebreak\pagebreak.php on line 220

 

Церковный протокол


 

Понятие православного церковного этикета

 

    Этикет (франц. etiquette – обычай) – нормы поведения, совокупность правил обхождения, принятых в обществе среди членов какой-либо социальной или профессиональной группы. Слово «этикет» в русском языке созвучно со словом «этика» - термином, обозначающим философское учение о нравственности. И действительно, повсеместное принятие и соблюдение правил этикета облагораживает нравы, свидетельствуя, что в основе его предписание лежат именно нравственные категории.

    Ключевые этические нормы человечество призвано было усвоить еще в ветхозаветные времена. Они были начертаны на каменных скрижалях, данных Богом пророку Моисею на Синайской горе. Заповеди Божии: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «чти отца и матерь твою», «не завидуй» - являются, по сути, ограничительными вехами на пути, следуя которым, человек нравственно возрождался, восходя от рабства греху к образу и подобию Божию.

    Христианское сознание не приемлет многих внешних ограничений, поскольку не в них видит залог достижения главной цели человеческой жизни – спасения души. Душа – вечна, ее существование простирается за рамки земного бытия, а Церковь земная – это отражение Церкви Небесной. Земная реальность не носит для членов Православной Церкви главенствующего характера, поэтому христианину присуще стремление к братскому общению, чуждому условностей, к духовной свободе: «К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5,13); «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3,17).

    Вместе с тем для нормального функционирования церковной организации необходимо, чтобы все ее члены признавали и придерживались правил церковного поведения и обхождения, сложившиеся на протяжении тысячелетней истории христианской Церкви. Значительная часть правил церковного этикета вытекает из канонов и других актов церковного законодательства. Другие его положения существуют в Церкви на правах обычая - регламентированного образа действий, обязательность которого основана не на прямом предписании закона, а на общем убеждении в том, что он традиционен, правомочен, необходим. Критерием законности обычая при отсутствии зафиксированного правила, православные канонисты считают его разумность и давность. Православный этикет при этом является не только общепринятым кодексом поведения в церковной среде: соблюдение его требований (послушание канонической дисциплине) является лишь внешним выражением внутреннего стремления личности стать подлинным членом Церкви Христовой, как писал Феофан Затворник: «Действующий по-церковному, как следует, непрерывно проходит науку благоговеинства пред Богом, с посвящением Ему всего».

    Нормы церковного этикета имеют существенные отличия от современных светских правил поведения. Церковному организму изначально присуща иерархичность.

    Многие требования церковного этикета попросту противоречат светским правилам. Например, приветствуя православного священнослужителя, правильным будет испросить у него благословения, а затем поцеловать благословившую руку. Эта норма распространяется на лиц обоего пола. В то же время представители духовенства не должны целовать руку даме, несмотря на то, что в светском обществе этот знак является свидетельством учтивости. В помещении, где мужчины обязаны снимать головные уборы, священнослужители могут оставаться с покрытой головой (при условии, что их головные уборы являются принадлежностью духовного сословия: скуфья, камилавка, клобук).

    Понятие церковного этикета довольно часто смыкается с понятием церковного протокола. Отличие одного от другого заключается в том, что нормы церковного этикета определяют правила общения и поведения в церковной среде, официальной и частной переписки.

    Большинство государственных и общественных мероприятий регламентируется обычным светским (иногда и дипломатическим) протоколом. Если на них приглашаются священнослужители, надо четко представлять их иерархическое положение, а при общении с духовными лицами учитывать важные этические моменты. Порой представители духовенства оказываются в неловком положении, когда в качестве почетных гостей вынуждены присутствовать при двусмысленных зрелищах. Это оскорбляет самого священника и смущает совесть его пасомых. Так, если духовное лицо приглашено на прием во время поста (например в среду или пятницу), стоит заранее позаботиться о том, чтобы на столе были в наличии постные блюда. Одежда человека, посещающего церковно-общественные акции, не должна быть вызывающей и чрезмерно открытой. Соблюдение этих элементарных правил будет свидетельствовать об уважении не только к присутствующему духовному лицу, но и к тысячелетней православной традиции, носителем которой оно является. 

 

 


 

Церковные награды


 Церковные награды и внешние знаки отличия духовенства

I. Внебогослужебные (общецерковные) награды

Русской Православной Церкви

1. Ордена РПЦ:

- орден святого Апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой; учрежден 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси и является высшей наградой Русской Православной Церкви, которым награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей за выдающиеся заслуги по укреплению христианства; знак ордена носится на ленте в верхней части груди под алмазной звездой ордена, все остальные ордена носятся ниже.

- орден святого равноапостольного князя Владимира, трех степеней; учрежден в 1957 году в ознаменование 40-летия Патриаршества в РПЦ; орденом награждаются Предстоятели и иерархи Поместных Православных Церквей за многолетнее служение в священном сане или за заслуги перед Русской Православной Церковью, а также церковные и общественные деятели за полезные труды на благо Православия; этим орденом награждаются и различные церковные организации – епархии, монастыри, Духовные учебные заведения и др.;

- орден «Славы и Чести» со звездой ордена; утвержден 23 марта 2004 года; орденом награждаются главы государств и правительств, руководители международных и межправительственных организаций, Предстоятели Церквей и главы конфессий, выдающиеся государственные и общественные деятели за значительный вклад в межцерковное и межрелигиозное сотрудничество, в дело укрепления мира и дружбы между народами;

- орден святителя Алексия, митрополита Московского, трех степеней; учрежден 23 марта 2004 года к 75-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; орденом награждаются Предстоятели Церквей, а также духовные и светские лица за достижения во взаимодействии церковной и светской власти, направленные на поддержание согласия и гражданского мира в обществе;

- орден благоверного князя Даниила Московского, трех степеней; учрежден 28 декабря 1988 года; орденом награждаются как духовные, так и светские лица, много потрудившиеся для возрождения духовной жизни России.

- орден преподобного Сергия Радонежского, трех степеней; учрежден 26 декабря 1978 года; орденом награждаются иерархи и клирики Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, а также представители инославных Церквей за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами.

- орден преподобного Серафима Саровского, трех степеней; учрежден 25 марта 2004 года в ознаменование 100-летия канонизации преподобного; орденом награждаются иерархи, клирики, монашествующие, миряне за особый вклад в дело возрождения монастырей, храмов, пастырскую и церковно-общественную деятельность;

- орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, трех степеней; учрежден 28 декабря 1996 года в ознаменование 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия – прославленного миссионера, просветителя народов Сибири и Америки; орденом I степени награждаются Предстоятели и иерархи Русской Православной Церкви за миссионерское и просветительское служение, видные государственные и общественные деятели за оказание помощи в миссионерском служении; орденом II и III степени – иерархи, клирики миряне за успешную работу и просветительскую деятельность в миссионерских отделах, Духовных учебных заведениях, средствах массовой информации, государственных и муниципальных образовательных учреждениях, за деятельность по реабилитации от тоталитарных сект;

- орден святой равноапостольной княгини Ольги, трех степеней; учрежден 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси; орденом награждаются женщины за заслуги не различных поприщах церковного, государственного и общественного служения, а также за труды на пользу ближних; этим орденом награждаются настоятельницы монастырей и церковные работницы на ниве духовного просвещения;

- орден святителя Макария, митрополита Московского, трех степеней; учрежден 17 июня 2001 года в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; орденом награждаются церковные и светские лица за значительный личный научный и организационный вклад в развитие науки и духовного просвещения;

- орден святого благоверного князя Димитрия Донского, трех степеней; учрежден 1октября 2004 года; орденом награждаются священнослужители, военачальники, ветераны Великой Отечественной войны и лица, проявившие мужество при защите Отечества, а также внесшие вклад в развитие взаимодействия между Русской Православной Церковью и армией, оказывающие духовно-нравственную поддержку военнослужащим;

- орден преподобного Андре Рублева, трех степеней; учрежден в ознаменование 2000-летия Рождества Христова; орденом награждаются иерархи Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей, высшие государственные и должностные лица, священнослужители и миряне, способствующие или способствовавшие благоукрашению православных храмов, в том числе за труды в области иконописи, церковного зодчества, преподавательскую деятельность в области иконописи и церковно-археологических дисциплин, издание книг по церковному искусству, благотворительную деятельность, направленную на благоукрашение православных храмов, часовен, иных церковных помещений, деятельность, направленную на возвращение Церкви похищенных икон и предметов церковного искусства.

2. Медали Русской Православной Церкви

- медаль святого благоверного князя Даниила Московского

- медаль преподобного Сергия Радонежского

- медаль преподобного Серафима Саровского

- медаль святителя Иннокентия

- медаль святителя Макария

- медаль преподобного Андрея Рублева

3. Патриарший знак Материнства

4. Патриаршие грамоты, архиерейские грамоты

Архиереи Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей награждаются только орденами I и II степеней. Клирики и миряне награждаются сначала орденом III степени, а потом – II степени, если это предусмотрено статусом ордена; за особые заслуги перед Русской Православной Церковью они могут быть награждены орденом I степени. Награждение орденами одного лица производиться не чаще одного раза в три года, медалями – не чаще одного раза в два года.

Церковно-общественные награды:

- орден и медаль святого мученика Трифона

- орден святого благоверного царевича Димитрия

II. Иерархические (богослужебные) награды

Повышение в сане

2. Элементы литургического облачения, несущие духовное значение

3. Богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни или до «Отче наш»)

а) награды для священника:

- набедренник – четырехугольный плат, подвешиваемый на ленте за два угла к поясу; награждение производиться не ранее чем через три года после хиротонии награждаемого.

- камилавка – головной убор в форме расширенного кверху цилиндра без полей; награждение производиться не ранее чем через три года после награждения набедренником.

- золотой наперсный крест - награждение производиться указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих – набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет.

- сан протоиерея, сан игумена – награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем через 10 лет служения в священном сане.

- палица – плат ромбовидной формы, который подвешивается на ленте за остроугольный конец; награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (для монашествующих – игумена).

- крест с украшениями - награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем через пять лет после награждения палицей.

- митра - награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией; заслуженные протоиереи, награжденные митрой, именуются «митрофорными».

- служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами – сначала предоставляется право служения с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни (не ранее чем через пять лет после награждения митрой указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси), а затем - до «Отче наш».

- Патриарший крест – награждение производиться в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;

- сан протопресвитера - награждение производиться в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;

б) награды для диакона

- двойной орарь - награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем через пять лет после хиротонии награждаемого.

- сан протодиакона - награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем через 20 лет служения в сане диакона.

- камилавка фиолетового цвета - награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем через 10 лет после возведения в сан протодиакона.

- сан архидиакона (для монашествующих) - награждение производиться указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем через 30 лет беспорочного служения Церкви Божией.